Пока без коментариев

Парадокс сомнения

Как-то раз я вычитал у Юдковского (его вообще можно склонять?) забавную мысль про разновидности веры. Он пишет, что можно верить во что-то непосредственно, а можно — в саму свою веру. Звучит запутанно, но на самом деле встречается сплошь и рядом.

Допустим, человек действительно верит в положения своей религии. Тогда он будет ожидать, что религиозные предсказания сбудутся и поступать будет соответственно. Например, на обряд призывания дождя такой человек непременно придет с зонтиком. А если считает, что молитва гарантированно исцеляет, то не будет (увы!) прибегать к медицинской помощи. И так далее.

Однако, поведение большинства адептов наблюдаемых нами религий свидетельствует о совершенно другом роде убеждения. Поговорка “На бога надейся, а сам не плошай” очень хорошо это убеждение описывает. Человек чаще всего считает правильным верить во что-то, однако реальные предсказания, необходимые для совершения практических действий, производит исходя из того, что его вера неверна.

Обдумывая этот весьма забавный феномен, я пришел к ещё одному интересному выводу. Любая вера, среди прочего, содержит в себе некую историю. Религиоведы называют её мифом, но я сейчас хочу выражаться максимально бесстрастным образом. История ведь может быть любая — реальная, выдуманная, хорошая, плохая… В конце концов, это просто история. Её рассказывают.

Если вы верующий, то когда-то и вам рассказали историю, содержащуюся в вашей религии. Я не спрашиваю, почему вы тогда поверили в эту историю — наверняка у вас были веские причины поверить. Однако, с тех пор, скорее всего, прошли годы. Вы многое узнали и расширили кругозор. А история осталась прежней.

Мне интересно, считаете ли вы саму эту историю верной до сих пор? Если, конечно, вы когда-либо ставили для себя вопрос таким образом. Впрочем, если нет, то почему бы не сделать этого сейчас? Я для того и спрашиваю, чтобы вы подумали и ответили. Хотя это лишь предварительный вопрос, настоящий я задам чуть ниже.

Смотрите, если в других мирах действительно живут огромные твари с маленькими ртами, то мы должны ожидать, что, изучая окружающий мир, рано или поздно найдем ту вселенную, где они живут. А если черные кошки и впрямь приносят несчастье, то мы должны немедленно потребовать от властей их тотальной зачистки. Опасность-то они представляют похуже пандемической. Перебежит такая тебе дорогу и привет.

А любая религия, да ещё и с большой историей, содержит в себе огромное количество совершенно бытовых предсказаний и обещаний. И есть категория верующих, которые действительно ведут себя так, как если бы считали все эти предсказания и обещания верными. Однако, эта категория нигде не составляет большинства.

Возникает новый вопрос. Если предсказания, сделанные вашей религией, кажутся вам верными, то может ли быть, с вашей точки зрения, причина, по которой можно было бы отказаться от их беспристрастной проверки? Ведь если они верны, проверка это подтвердит, а люди узнают о верности вашей религии. Есть ли какой-либо повод отказываться от подобного блага?

Я спрашиваю потому, что в большинстве религий запрещены сомнения. Хотя сомнения приводят лишь к проверкам, которые, как следует ожидать, должны будут неминуемо закончиться положительным результатом. Ожидать-то следует, но ожидается ли?

Получается интересный парадокс. Сомневаться в вере — полезно для веры. Правда, только в том случае, если эта вера истинна.

Однако, в большинстве религий сомнения трактуются как негативный поступок. Но почему, как вы думаете? Интересны все мнения, но что скажут атеисты я более-менее представляю сам. Поэтому с особым нетерпением буду ожидать ответов из первых рук.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии