Пока без коментариев

Цена веры

В последнее время я написал, среди прочего, несколько постов на околорелигиозные темы. Одну из тем, зародившуюся в комментариях, я бы хотел сегодня вынести на отдельное обсуждение. Касается она парадокса сомнения, которое, по идее, должно в истинной вере поощряться, но на практике либо осуждается, либо признается ненужным.

То есть, как мы выяснили и подтвердили в комментариях, верующие люди не ощущают никакой необходимости в проверке положений своей религии. Для меня это странно, хотя бы по той причине, что вера затрагивает вопросы огромной важности, такие, например, как вечная жизнь. А в норме и верующие и неверующие люди одинаково склонны тщательно проверять дорогие вещи.

Скажем, при покупке новой квартиры, любой здравомыслящий человек под микроскопом проверяет все детали и нюансы сделки. Потому что цена ошибки слишком высока, чтобы что-то пошло не так. То же самое касается важных жизненных решений, которые обычно подолгу обдумывают перед тем, как начать действовать.

Вроде бы, этот паттерн действует всегда, но почему-то не срабатывает, когда речь идет о спасении аж целой души. Несмотря на то, что душа, в отличии от квартиры, штука вечная. Впрочем, душа — частный случай, она вообще не во всех религиях есть, тут дело в другом. Религия требует от человека сил, времени и призывает к существенным изменениям. Само по себе это уже довольно дорого.

Однако, мотивации для проверки не возникает. И, честно говоря, как я не старался, у меня не получается смоделировать то движение ума, которое привело бы меня к подобному решению. Очевидно, этот поведенческий паттерн формируется религией, механизм тоже более-менее понятен, это и есть пресловутое осуждение сомнений. Остается вопрос — а чего конкретно это стоит для верующего?

То есть, интересно узнать, каким образом инсталлируются в мышление данный элемент мемокомплекса. И что конкретно при этом происходит с критическим мышлением в целом. Возможно, что ответы будут разными для разных религий, от этого только ещё интереснее.

Мне это видится следующим образом. Исправный механизм проверки гипотез не делает исключений ни для какого предмета рассмотрения. Просто потому, что это один из необходимых принципов правильной проверки, как таковой. Значит, если исключения делаются, механизм точно неисправен. Насколько, и в каких ещё областях, кроме целевой — вот и есть настоящий сегодняшний вопрос.

Впрочем, возможно я вообще неверно вижу ситуацию. Поэтому, как всегда, интересны мнения со всех сторон и точек зрения. Я неподалеку.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии